ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 К началу Великой Отечественной войны — Русская Православная Церковь переживала тяжелые условия существования.  В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков». Большинство оставшихся в живых архиереев находились в лагерях, а количество действующих храмов на всю страну не превышало нескольких сотен. Однако, несмотря на это, в первый же день войны Русская Православная Церковь в лице местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) проявила мужество и стойкость, обнаружила способность ободрить и поддержать свой народ в тяжелое военное время. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно завершить войну нашей победой», – с этими словами митрополит Сергий обратился к прихожанам, собравшимся 22 июня, в воскресный день, в Богоявленском соборе в Москве.

   Когда немцы перешли границы, они стремительно передвигались по нашим территориям. На захваченных землях они проводили продуманную религиозную политику, открывая храмы и проводя на этом фоне успешную антисоветскую пропаганду. Разумеется, делалось это не из любви к христианству. Обнародованные после окончания войны документы вермахта свидетельствуют, что большая часть открытых церквей подлежала закрытию после окончания русской кампании.

   О вероломной религиозной политике, проводимой Гитлером, говорил и митрополит Сергий в своей проповеди в Богоявленском соборе 26 июня 1941 года. «Глубоко ошибаются те, кто думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает, – предупреждал владыка.

   Все эти процессы побудили советское руководство официально разрешить открывать церкви на территории, не оккупированной немцами. Преследования духовенства прекратились. Священники, находившиеся в лагерях, были возвращены и стали настоятелями вновь открытых храмов.

   Подлинный героизм в годы войны проявило столичное духовенство. Ни на час не покидал Москву настоятель храма сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, протоиерей Павел Успенский, в мирное время живший за городом. При своем храме он организовал настоящий социальный центр. В церкви было установлено круглосуточное дежурство, а в подклети организовано бомбоубежище, позже переделанное в газоубежище. Для оказания первой помощи при несчастных случаях отец Павел создал санитарный пункт, где были носилки, перевязочный материал и все необходимые лекарства.

   Во многих храмах велась работа по сбору средств. По проверенным данным, за три первых года войны храмы одной только Московской епархии сдали на нужды обороны более 12 млн рублей.

   О деятельности московского духовенства в военный период красноречиво свидетельствуют постановления Моссовета от 19.09.1944 и 03.01.1945 гг. о награждении около 20 московских и тульских священников медалями «За оборону Москвы». Признание властью за Церковью ее заслуг в деле защиты Отечества выразилось еще и в официальном разрешении верующим отмечать церковные праздники и в первую очередь Пасху. Впервые во время войны Пасха была открыто отпразднована в 1942 г., после завершения боев под Москвой. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства.

   В начале войны в адрес Председателя Президиума Верховного Совета СССР Михаила Калинина поступила телеграмма от архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), в котором священнослужитель, находящийся в ссылке в Красноярском крае, сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». Заканчивалась телеграмма просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь, при этом после войны архиерей выражал готовность вернуться обратно в изгнание.

   Его прошение было удовлетворено, и с октября 1941 года 64-летний профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и стал консультантом всех красноярских больниц. Талантливый хирург, принявший духовный сан в 20-х годах, делал по 3-4 операции в день, показывая пример более молодым коллегам. В конце декабря 1942 года ему без отрыва от работы военным хирургом, было поручено управление Красноярской епархией. В 1944 году, после того, как госпиталь переехал в Тамбовскую область, этот уникальный человек, совмещавший в себе способности маститого врача и выдающегося духовника, возглавил местную епархию, где впоследствии было открыто немало храмов и перечислено на военные нужды около миллиона рублей.

   Любовь к Родине и ее защита от врагов всегда была заветом всех православных христиан. Поэтому верующие особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, и на поддержку раненых бойцов. Они несли не только деньги и облигации, но и драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно, заготавливалось и сдавалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья. Всего же за годы войны в фонд обороны страны верующими было направлено 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию 40 Т-34 танковой колонны «Димитрий Донской», а также истребительная эскадрилья «Александр Невский».

   Немало будущих священнослужителей во время Великой Отечественной были в  самом пекле войны.

   Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх, был заместителем командира стрелковой роты.

   Прошел фронт и наш митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). Владыка Николай управлял Нижегородской кафедрой с 1977 по 2001гг. В свои 18 лет юный Николай был направлен в Тульское пулемётное училище а через три месяца отправлен на фронт. Рядовой Николай попал в 38-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая была переброшена в район Сталинграда где шли тяжелые бои. Пришлось воевать будущему святителю под г.Ртищев, потом на правом берегу реки Дон. Был рядовой Николай наводчиком ПТР (противотанкового ружья). В декабре 1942 при сильном артобстреле молодой боец Кутепов был тяжело ранен, контужен и получил сильное обморожение пальцев на ногах. В госпитале, их пришлось ампутировать. Потерявши своих боевых друзей, пережив тяжелые испытания рядовой Кутепов вернулся с фронта и всей душой благодарил Бога, что остался живой. В таком благодарном состоянии души он и решил посвятить свою жизнь на служение Богу.

Владыка Николай в 90-е годы несколько раз побывал на нашей Сеченовской земле. Освящал храм в с.Болтинка и наш Сеченовский храм. С 1958 по 2001год владыка прослужил в священном сане на искалеченных ногах. Несмотря на пройденные невзгоды был всегда общительным, чутким и с хорошим чувством юмора.

Война испытала всех людей. Перед её лицом стали все равные и родные.

Изменилось отношение и к Русской Православной Церкви.

«Союз воинствующих безбожников» фактически прекратил свое существование, а 4 сентября 1943 года Сталин встретился с руководством Московской патриархии.

В ходе почти двухчасовой беседы митрополит Сергий поднял вопрос о необходимости увеличения числа приходов и об освобождении священников и архиереев из ссылок, лагерей и тюрем, о предоставлении беспрепятственного совершения богослужений и об открытии духовных заведений.

Церковь отделена от государства юридически, но её нельзя отделить фактически, так-как церковь – это живой организм состоящий из людей живущих в этом государстве, и в годы испытания встать на помощь в защите свего государства есть святое дело. Не будем забывать подвиг наших героев, а еще лучше в молитвенной памяти хранить их имена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *