ЗАБОТА КАК ЛЮБОВЬ

Дорогие братья и сестры!

Жизнь на земле настолько интересна, многогранная и яркая, что человек порой теряется в выборе о том, что для него главное. Но поскольку сам человек не только телесный, но и духовен, то очевидно, что духовные потребности никуда не деваются, они всегда дают о себе знать. Мы моем тело, питаем, одеваем и лечим. Но иногда мы говорим — душа болит, сердце разрывается, тошно на душе, тоска, страх, неопределенность – это все и есть духовное состояние. Не имея представления о том, что с этим делать, мы часто прибегаем к земным, материальным ценностям, чтобы забыть, не чувствовать того духовного голода, который нас временами беспокоит. Мы говорим, надо сменить обстановку, куда-то поехать, развеяться, но куда может человек уйти от живущей в нем самом проблеме. Здесь уместно вспомнить о крещении, именно через это Таинство мы усыновлены Богу и это дает нам полную уверенность, что мы не одиноки и не одни лицом к лицу с нашими болезнями, скорбями и даже грехами. Человек может быть одиноким и среди родных, друзей и близких, а еще больше испытывает он это чувство, когда по разным причинам теряет связь с Богом. Но и в таком состоянии есть надежда, поскольку Бог призывает нас к покаянию и примирению. Покаяние, очищение и примирение души с Богом совершается в Таинстве Исповеди, а в Таинстве Причастия человек приходит в единение с Ним. В этом мире мы еще можем пытаться коротать свои дни в одиночестве среди шума земных забот, но страшнее покидать этот мир одиноким. Чтобы не было таких роковых ошибок, Святая Церковь призывает нас как минимум один раз в год исповедоваться и причащаться, а лучше и чаще, во время продолжения постов – Рождественского, Великого, Петрова и Успенского, поскольку никто из нас не знает, когда может предстать в вечность. У нас с вами есть заповедь «Почитай отца и мать, и будешь счастлив и продлятся дни жизни твоей». Часто так бывает, что наши пожилые, а иногда уже и прикованы к постели родители или родственники не имеют возможности сделать самое главное в жизни – это принести покаяние Богу в присутствии священника и причаститься Святых Христовых Таинств. Сделать это возможно не только в храме, но и на дому пригласив священника если человек болен. Кто-то может возразить мол, всю жизнь не ходил в храм, а теперь вспомнил о Боге. Но нам известно, что Христос принял покаяние разбойника в последние минуты его жизни. Нередко бывают такие случаи, когда приглашают священника, а больной уже не в сознании, и сделать что-либо нет возможности, родные начинают сокрушаться, но уже поздно. Если больной просит привести священника, а родственники об этом не беспокоятся, то они согрешают, не допуская его к Богу. Иногда приходится слышать: «Да вы и так всегда заняты, не хотелось вас беспокоить», думаю, что это только оправдание. Священник для того и есть среди нас, чтобы напутствовать Святыми Тайнами переходящего на ту сторону жизни. Самое лучшее состояние души, когда человек этого сам желает и просит, если же не просит, то навязывать не надо, можно только спросить и с надеждой на помощь Божию предложить пригласить священника для исповеди. Если больного уговаривают к принятию Св.Таин, то в этом есть опасность формального соглашения со стороны больного, чтобы не обидеть родственников, а последствия из таких действий следующие: больной говорит – делайте, что хотите, чем он подчеркивает свою безразличность к таинствам, а родные говорят священнику – он согласен, отчего вряд ли будет душе польза. Поэтому лучше, когда такое согласие не от уговоров, а только от предложения родных. Бывают и такие по незнанию ошибки, когда священника приглашают в качестве врача, но не духовного, а телесного и говорят, сейчас батюшка придет, тебя причастит и тебе станет легче. В этом как бы ничего плохого нет, но если человек ждал только телесного облегчения, как ему сказали, то зачем ему каяться и примиряться с Богом? А ведь это Таинство может оказаться первым и последним для больного. Если мы видим, что болезнь к смерти, а человек в сознании, то не лучше ли сказать ему: все мы смертны и все мы грешны, но переступить порог вечности лучше с чистой душой, если хочешь позовем священника для исповеди. А если есть надежда на выздоровление, то можно объяснить, что болезни нашего тела зависят от души, и безгрешных нет, может стоит позвать священника для исповеди? В практике любого священника есть много таких случаев, когда после совершения Таинств над больным, человеку становится легче, поскольку тело связано с душой. Но такие облегчения и выздоровления зависят не только со стороны совершения Таинств, но и со стороны больного в искренности покаяния. Будем думать, братья и сестры не о только временном, но и о вечной участи. В такой заботе о ближних как-раз и проявляется главная добродетель — любовь, а она и есть цель нашей жизни.

Отец Иоанн Лютянский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *