«Наше бытие, как дерево в разрезе, где нельзя выбросить ни одного кольца»
С о. Иоанном Лютянским мы беседуем не впервые. Разговор всегда получается интересным и содержательным, причем интересен он не только людям верующим – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы в ответ на публикации. Сегодня мы попробуем с о. Иоанном затронуть очень важную тему – воспитание человека, а также остановиться на ряде других моментов в свете произошедших событий как в стране, так и районе.
— О. Иоанн, что изменилось за последние годы в системе воспитания, что мы потеряли и что приобрели?
— Воспитание – это сложный процесс. Начинать его нужно с самого рождения ребенка. Например, сегодня говорят: «Нужно кормить малыша, когда он захочет». Раньше же был режим, и такая установка: желудок ребенка должен ночью отдыхать 5-6 часов. И, думаю, это верно. Порой это трудно, родители должны пожертвовать собой, чтобы добиться желаемого. Знаю лично таких родителей у которых один из детей часто просыпался по ночам и плачем извещал, что хочет есть. Они решили наладить ему правильный режим питания. Папа заперся с ним на ночь в комнату, когда тот плакал – качал его. Сам не спал, было жалко ребенка, жалко маму, которая стояла за дверью и тоже плакала. Но он понимал, что так надо, что ребенок не голоден, просто он привык к такому распорядку , нужно немного потерпеть, прежде чем все встанет на свое место, и тогда всем станет легче. Это продолжалось ночи две-три. И все – малыш привык, не просыпался до утра, и родителям стало гораздо легче. Всегда нужно чем-то жертвовать. Всем нам известно, что очень пагубно влияет на психику детей раздвоение мнения родителей. Если мама видит, что папа очень строго дает замечание ребенку, именно в этот момент надо набраться сил, воздержать эмоции и не высказать при ребенке другого мнения и таким образом не раздвоить его, и тем более не защитить его, пусть даже не большую провину.
Ребенок подрастает, ему 2-3- года. Бежит, спотыкается, ударяется о шкаф, плачет. Подбегает к родителям, чтобы те его пожалели. Жалеют. Подводят к злополучному шкафу: «Давай побьем его, это он виноват. Ах какой!» Вот оно: не он сам виноват, а кто-то или что-то. Затем школа. Пришел ребенок домой: «Меня обидели». Разборки. И виноваты одноклассники, учителя, кто угодно, но не собственный ребенок. Дальше – больше. В результате появляется чувство исключительно собственной правоты и вседозволенности. И большие проблемы в будущем.
— Но ведь есть еще и наследственность…
— Да, гены играют большую роль. Но если работать над собой, их можно победить. Говорят, характер не меняется. Не меняется только у того, кто не хочет побороть в себе плохое. Этим человек оправдывает свое нежелание исправить недостатки. ,. Это все равно что посадил картошку и пусть ее растет, сорняки не станем пропалывать, а когда все зарастет, скажем: «А здесь земля такая». Но если сидеть сложа руки, можно ли ждать хорошего урожая. Так и в семейной жизни, и в воспитании. Сейчас часты случаи разводов – не сошлись характерами. А где гарантия, что сойдутся характерами во втором, третьем браке. Или идти искать дальше? Приходится уже мириться с недостатками. Почему же нельзя было сделать это в первом браке? Настоящая любовь созидается, как дом, со временем и оставлять недостроенный дом и идти начинать строить другой нет смысла. Когда человек оставляет свою половину и входит в связь с другим человеком, он упирается в разочарование, так как не находит ничего нового, недостатки, хоть и у всех разные, есть у всех людей.
— У вас, многодетных родителей, одно воспитание на всех или для каждого индивидуально?
— Не могу сказать. что семеро – это много детей. Скажем так: их немало. А поскольку их немало, повторять каждому по нескольку раз одно и то же невозможно. Если каждому станем напоминать 5 раз, то на семерых это уже 35. Обычно говорю единожды. «Мусор вынеси». Вижу, не торопится тот, к кому обращался. Иду сам к контейнеру. Бежит следом, догоняет: «Пап, давай я отнесу».
— Раньше воспитывали детей в труде, сейчас много праздности.
— Верно. Наши предки говорили: «Делай как я», сейчас: «Делай, как я говорю».
— Наши предки не знали всех тонкостей воспитания, могли и выпороть, если что не так. И ничего, людьми вырастали. Сейчас наказание не приветствуется.
— Смотря какое наказание. Провинился ребенок – сам должен придумать себе наказание.
— А он скажет: «Я не виноват».
— Родители должны быть настойчивее.
— Психика у детей стала слабой. Все боятся обидеть – учителя, родители. Как бы чего не натворили. Да и примеров много на какие недетские поступки готовы дети.
— В том большую роль играют средства массовой информации, Интернет. Насмотрятся, и откладывается в голове. Много негативного берем из стран Запада. Например, половина населения там считает, что эвтаназия (помощь больному быстрее уйти из жизни) – это нормально, это решение проблемы. Но поскольку проблема всегда в душе человека, то когда душа от тела разлучится, проблема остается в душе в потустороннем мире.
В раннем возрасте человека крестят, но не все к сожалению закладывают в него основы христианского воспитания. А еще детям в современном мире дается очень много прав, они рано взрослеют.
Вспоминаю случай из своего детства. Иду по улице, прохожу мимо мужчины, не здороваюсь. Он мне не родственник, не сосед, просто человек с улицы. Подходит ко мне, берет за ухо: «Ты почему со взрослыми не здороваешься? Вот расскажу отцу»… Я на него ничуть не обиделся, наоборот, мне было стыдно: « Не говорите родителям». А сейчас представьте то же самое в нынешнее время. И реакцию некоторых родителей несложно представить.
Люди жили большой, дружной семьей. Я не о семье под одной крышей, а вообще. Жалели друг друга, сочувствовали друг другу, понимали друг друга. Теперь случится в чьем-то доме беда – кто-то посочувствует, а кто и скажет: «Так и надо. Сам виноват», «Бог наказал». Не задумываются, что беда не всегда наказание, а, возможно, искупление прошлых грехов. И кто застрахован, что с ним такого не случится?! Возможно, в какой-то ситуации не сможет контролировать себя, выпить лишнего – и произойдет беда.
— О. Иоанн, вот Вы рассказали случай из своего детства. Неравнодушный человек, быть может, не совсем верным приемом, но заставил Вас не забывать здороваться со старшими. Сегодня как-то не принято делать замечания курящим, нецензурно выражающимся подросткам. Да и как родители их посмотрят на вторжение в воспитательный процесс семьи. Но не зря же говорят всегда: «Бойся равнодушных, молчание которых может привести к большим несчастьям». Ведь бывает и так: видим, что может случится непоправимое, но проходим мимо. Не останавливаем самих молодых людей, боимся позвонить родителям. Знаем, но молчим. А затем узнаем о беде…
— Я уже говорил, наша беда в том, что мы мало по малу перестаем жить единой семьей. К этой одной из первых нравственной ценности надо возвращаться. В школе во время беседы с ребятами я говорю, что наше бытие—это дерево в разрезе, где видны кольца. Маленькое колечко – это вы, больше – ваш дом, еще больше – село, область, страна, мир. Нельзя выкинуть ни одно из колец.
— Как Вы относитесь к тому, что, отчаявшись найти правду там, где найти должен бы, человек обращается к помощи непонятных нам сил – в лечении болезни, стремлении узнать что-то о прошлом и будущем?.
— Незнание христианской истины заставляет обращаться к всевозможным колдунам, магам. Я не обвиняю таких людей, не имею права обвинять, но мне их искренне жаль.
— А Вы верите в сверхъестественные способности магов и чародеев?
— Да, естественно. Есть сила Божья, есть и другая сила. Магия – не важно, черная или белая – это уже колдовство, а следовательно, грех. Вызывают духа? Какого? Ясно, что не Божьего. Их заговоры – это тоже «молитвы», но они молятся не Святому Духу.
Правда или правота не всегда полезны человеку. Есть сила сильнее справедливости – это любовь, а она способна прощать.
— Так что же, преступников тоже надо прощать?
— Нет, преступник по закону должен сидеть в тюрьме. Но можно посадить его с гневом и проклятиями, и таким образом навредить своей душе, а можно как в безвыходной ситуации с сожалением, что он не может жить как человек среди людей, таким образом сохраняя себя от злобы и ненависти.
Если мы крестим детей, но не преподносим им христианских истин, им не из чего выбирать, они делают выбор из того, что им дано. И опять же сказывается вседозволенность, то, что родители помогали искать с детства виновных в ком-то, но не в себе.
— Так как же воспитывать человека, чтобы он не поддавался соблазнам?
— Надо уметь донести, что в любое время, в любой ситуации ты стоишь перед выбором: жить как все или жить как надо.
— А жить как хочется?
У каждого человека много хорошего и много плохого, следовательно и желания разные, поэтому жить как хочется – хорошего не получится Надо, чтобы первое превосходило второе.
— Последние недели года 2014-го заставили многих поволноваться. Эта вся финансовая неразбериха, беготня с карточками и за товарами – это тоже признак нашего плохого воспитания? Но ведь, как говорится., один раз обжегся, второй – подуешь… Всякое же бывало.
— Экономика может быть хорошей, может быть плохой. Но мы к этому можем относиться спокойно, а можем впадать в панику. Великий ученый, философ апостол Павел сказал: «Я научился жить и в достатке, и в скудости». Надо уметь быть благодарными и там, и там. Если мы будем реагировать на падение экономики страны болезненно, проявлять душевную слабость, ругать президента, правительство, — в таком состоянии нас могут подвести к русскому Майдану. Кто хочет раздора— ищет недовольных. Надо подождать, потерпеть—все познается в сравнении. Мы не живем в материальном плане хуже, чем наши родители в молодости: небольшой домик, много детей, скромное питание. Но жили дружно и радостно. С радостью работали и общались друг с другом.
Возможно, нынешние проблемы – это испытание людей, которые разучились видеть вокруг себя прекрасное, стремясь только к благам материальным.
— Спасибо, за беседу, надеемся, что эту тему мы еще продолжим.
Л. Шамкова